Главная  / Статьи, Информация  / Состояние и перспективы развития отрасли

Состояние и перспективы развития отрасли

В. М. Бунякина

Генеральный директор.

  Теплицестроение в РФ и странах СНГ наиболее активно начало развиваться в начале 80-х годов ХХ века и продолжалось вплоть до развала СССР. За это время на всем постсоветском пространстве был создан мощный парк стеклянных теплиц на базе конструкций Антрацитовского завода, который и в настоящее время продолжает функционировать (всего около 4500 га). Износ основных фондов теплиц, построенных в 80-е годы, составляет от 70 до 90 %. Ежегодно в станах бывшего СССР происходит вывод из оборота суммарно от 70 до 100 га теплиц, что в свою очередь существенно влияет на соотношение в заполнении рынка отечественной и импортной продукцией. В последнее время импорт свежей овощной продукции неуклонно растет, особенно во внесезонный период, когда цены на овощи максимальны и достигает 70-80 %. В цветочном бизнесе дела обстоят еще более удручающе, доля импорта составляет свыше 90 %.

Состояние тепличного рынка в целом можно охарактеризовать как нестабильное, которому присущи свои пики и падения. Это связано со многими факторами:

•  Политические (поддержка тепличной отрасли или ее отсутствие Правительством и Президентом);

•  Экономические (конкуренция, спад, подъем, стагнация, кризис и т.д.);

•  Законодательные (налоги, льготы, пошлины и т.д.);

•  Социальные (уровень безработицы, стоимость рабочей силы и т.д.);

•  Сезонность строительства (осуществляется в основном в летнее время).

Поскольку рынок непредсказуем из-за нестабильности финансового положения предприятий, отсутствия внятной кредитной политики государства, то в данной ситуации перспектива направления строительства промышленных теплиц ставиться под угрозу.

  На текущий момент в РФ насчитывается около 2800 га стеклянных теплиц. Средний возраст данного парка теплиц составляет 30-25 лет. Вследствие того, что практически за последние два-три года экономическая ситуация в РФ для тепличной отрасли мало изменилась: по-прежнему отсутствует государственная поддержка и помощь местных органов управления, отсутствует нормальная кредитная политика (высокий банковский процент и его краткосрочность) обновление парка теплиц происходит крайне медленно. Ввиду высоких тарифов на энергоносители и ветхости конструкций ежегодно выводится из оборота около 50 га старых теплиц.

Тепличные хозяйства России подразделяются на категории по следующим параметрам

Величина:

•  крупные (более 20 га, 50 %);

•  средние (от 3 до 20 га, 40 %);

•  мелкие (менее 3 га, 10 %).

Финансовое состояние:

•  прибыльные и сверхприбыльные (8 %);

•  устойчиво работающие (40 %);

•  убыточные (банкроты) (52 %).

Форма собственности:

•  ГУПы (государственные) (60 %);

• АО различных форм (30 %);

• Частные (10 %).

Географическое расположение:

• в пределах городской черты столиц (5 %);

• вблизи крупных городов и промышленных регионов (70 %);

• в депрессивных регионах (60 %);

• в южных регионах с теплым климатом и длинным световым днем (15 %).

Анализ по всем этим показателям позволяет сделать следующие выводы:

• Большое желание прибыльных и финансово устойчивых предприятий обновить основные фонды путем строительства новых теплиц сдерживается необходимостью получения кредитов (банковской гарантии), которые трудно подтвердить залогом (путаница с формами собственности и ее реальной ценой) или реальными финансовыми оборотами компании (большая часть проходит в скрытой форме);

• Руководство прибыльных, перспективных ГУПов и некоторых АО отказывается работать со схемой кредитования, опасаясь потерять работу или само предприятие, в случае несвоевременной выплаты кредита. Строительство они ведут за счет собственной прибыли, и на масштабные проекты денежных средств не хватает;

• Отсутствует внятная политика Министерства сельского хозяйства, местных департаментов с/х краев и областей в отношении защиты собственного рынка от импортной тепличной продукции и стимулирования развития тепличных хозяйств;

• Отсутствует заинтересованность российских банков (лизинговых компаний) в предоставлении кредитов на длительный период (до 5-ти лет) в рисковом с/х бизнесе, в котором они ничего не понимают, а заинтересованные «тепличники» не могут им это объяснить и доказать ввиду низкой квалификации управляющего персонала (за редким исключением). Поэтому мы видим роль Ассоциации, а при ней хорошего юридического консультанта.

Тем ни менее наблюдается ежегодный рост продаж промышленных теплиц.

Динамика роста продаж обуславливается следующими факторами:

• Смена собственника;

• Приход частных инвестиций в теплицестроение;

• Развитие цветочного бизнеса в стране.

Со сменой вида собственности происходит смена руководства. Новые руководители в основном делают ставку на строительство новых, современных теплиц. В последнее время наметилась тенденция вложения средств частных инвесторов в строительство теплиц, как эффективный способ получения прибыли и отдачи вложенного капитала. Некоторые крупные коммерческие фирмы, занимающиеся закупкой и хранением овощей, владеющие разветвленной сетью магазинов, ресторанов, различными пунктами общественного питания и переработки сельхозпродукции, заинтересованы в производстве собственной продукции.

Цветочный бизнес – является новым высокоприбыльным бизнесом в России (годовой оборот – около 1 млрд. долларов) и начинает активно набирать темп развития, особенно в связи с ограничением ввоза в страну импортной продукции с 01.07.04 г.

С выводом старого парка теплиц и строительством новых теплиц у заказчиков появляется потребность в изучении конструкций нового поколения. На российском рынке спросом пользуются следующие основные модификации теплицы: с пролетом 9,6 ? 4 м; 8 ? 4,5 м и высотой колонн 4 м, 4,5 м, 5 м. Из данной номенклатуры предпочтение отдается модификации 8 ? 4,5 м и высотой колонн 4,5 м.

Российский потребитель еще не имеет широкого опыта в эксплуатации теплиц нового поколения, поэтому определяющими факторами при выборе модификации теплицы являются:

•  Соотношение цены и качества товара;

•  Условия оплаты.

  В большинстве случаев российские «тепличники» выбирают теплицы ООО «Агрисовгаз», как не уступающие по качеству иностранным фирмам, более низкие по цене. Тем ни менее, все чаще сделки совершаются с иностранными партнерами на фоне более гибкого подхода иностранных фирм в отношении платежей (отсрочка, кредит).

В связи с оживлением рынка промышленных теплиц в стране, в последние три года ощущается жесткая конкуренция поставщиков промышленных теплиц.

Основные поставщики на территории РФ:

- Российский производитель ООО «Агрисовгаз»

•  Голландские фирмы: ATS , REVAHO , Агротех Дидам. Bulnet . Growtex . APH .

•  Израиль: ”Нетафим”, АИК.

В перестроечный период, практически, не существовало рынка теплиц. Этому способствовали следующие причины:

•  Снятие льгот на энергоносители (доля энергозатрат в себестоимости продукции составляла 60-70 %);

•  Взятие курса на энергоснабжение в виде проведения реконструкции системы отопления, утепление теплиц полимерной пленкой, внедрения системы капельного полива;

•  Отсутствие кредитной политики;

•  Отсутствие лизинга на строительство теплиц («Росагроснаб» предоставлял лизинг только под оборудование).

В связи с этим не были созданы экономические условия для развития отрасли защищенного грунта, поэтому интереса к новому строительству не существовало.

Первые теплицы иностранного производства строились в России за счет средств нидерландского правительства на условиях долгосрочных кредитов и по низким ценам.

Отсутствие экономической поддержки тепличной отрасли, способствует иностранным производителям теплиц продвигать свою продукцию на российский рынок, предлагающих льготные условия оплаты, льготные кредиты, полнокомплектную поставку тепличных комплексов с котельной и агротехнологией по голландскому методу.

  На основании выше сказанного можно сделать выводы:

•  Отрасль защищенного грунта должна развиваться

•  Необходимо строить теплицы нового поколения

•  Надо внедрять новые, передовые технологии

Создание тепличных комплексов на базе современных технологий, позволит встать в один ряд с ведущими мировыми производителями овощной и цветочной продукции.